Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
в условиях многопрофильной образовательной Организации.
Из опыта работы специалистов ГБОУ Школа № 1101
Саблина Татьяна Николаевна
учитель-логопед выс.кв.к ГБОУ Школа № 1101, тел. 89031944997
Коробейникова Ирина Алексеевна
учитель-логопед выс.кв.к ГБОУ Школа № 1101, тел. 89853385850
В статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях многопрофильного образовательного учреждения. Дети с ТНР, относящиеся к группе детей с ОВЗ, не способны осваивать в полном объеме цензовый уровень общего образования без создания специальных образовательных условий. В группах и классах компенсирующей направленности на базе ГБОУ Школа № 1101 созданы специальные условия, помогающие детям получить цензовое образование в соответствие с особенностями их развития; создать более гибкую систему сопровождения детей с трудностями в обучении; реализовать право каждого ребенка на получение образования в рамках выбранного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, обучение и воспитание детей с ОВЗ, группы и классы компенсирующей направленности, специально созданные условия образования
В образовательных Организациях особую категорию составляют дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), отличающиеся низкими адаптационными возможностями.
Ребенок с ОВЗ—это ребенок с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией. Это такие недостатки, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (закон об образовании ФЗ – 273 от 29.12.12)
Наиболее многочисленная группа детей с ОВЗ - это дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Данная категория - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также нарушении темпа и плавности речи.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено, что создает неблагоприятные условия для формирования коммуникативных навыков детей с ТНР. Кроме того, у данной категории детей с затруднением формируются социальные и культурные навыки.
В целом, имеющиеся особенности развития у детей с ТНР ограничивают их возможности в получении образования, в формировании самостоятельной, ответственной, инициативной личности, способной выстроить свою жизненную траекторию и реализовать свой творческий потенциал.
Такие дети не способны в полном объеме осваивать цензовый уровень общего образования. По закону об образования эти дети имеют право на получение без дискриминации качественного образования, на коррекцию имеющихся недостатков.
В ГБОУ Школа № 1101 созданы специальные условия для обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
С целью выявления детей с особыми образовательными потребностями и оказания им своевременной помощи в школе № 1101 работает Служба специалистов.
Специалисты Службы призваны:
По результатам диагностического обследования, которое проводится в начале учебного года, выявляются дети с недостатками устной и письменной речи.
Воспитанники и учащиеся, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетические нарушения, незначительные нарушения письма и чтения, могут получить помощь специалистов в рамках Логопункта Организации на основании заключения ППк (психолого-педагогического консилиума) Организации.
Воспитанники и учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), получившие соответствующие заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), обучаются в группах и классах компенсирующей направленности Организации.
В группах и классах компенсирующей направленности Школы № 1101 созданы специальные условия, к которым относятся:
Эта программа дает возможность системного подхода при коррекции ТНР благодаря усилиям всех субъектов коррекционно-развивающего процесса: педагогов и родителей детей с ТНР. Она построена с учетом основных особенностей психофизического развития детей, охватывает все сферы деятельности. Реализация принципа комплексности данной программы способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Учитель-логопед проводит с воспитанником индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи.
Учитель-дефектолог проводит занятия, направленные на формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, на совершенствование умственной деятельности воспитанников, формирование универсальных учебных действий, устранение пробелов предшествующего развития и обучения.
Педагог-психолог диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности воспитанников, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществляет их коррекцию.
Таким образом, работа компенсирующих групп и классов в условиях многопрофильной образовательной Организации позволяет детям с ОВЗ получить образование в соответствие с их особенностями; создать более гибкую систему сопровождения данной категории детей; помогает реализовать право любого ребенка на получение образования в рамках одного комплекса.
Список литературы:
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласиена обработку моих персональных данных
В ближайшее время с вами звяжутьсяспециалисты Центра.