Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в условиях многопрофильной образовательной Организации.

Создание специальных образовательных усл...

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

в условиях многопрофильной образовательной Организации.

Из опыта работы  специалистов ГБОУ Школа № 1101

Саблина Татьяна Николаевна

учитель-логопед выс.кв.к ГБОУ Школа № 1101, тел. 89031944997

Коробейникова Ирина Алексеевна

учитель-логопед  выс.кв.к ГБОУ Школа № 1101, тел. 89853385850

В статье  рассматривается проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях многопрофильного образовательного учреждения. Дети с ТНР, относящиеся к  группе детей с ОВЗ,  не способны осваивать в полном объеме цензовый уровень общего образования без создания специальных образовательных условий. В группах и классах компенсирующей направленности на базе ГБОУ Школа № 1101 созданы специальные условия, помогающие детям   получить цензовое образование в соответствие с особенностями их развития; создать более гибкую систему сопровождения  детей с трудностями в обучении; реализовать право каждого ребенка на получение образования в рамках выбранного образовательного учреждения.

 

 

Ключевые слова:  дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, обучение и воспитание детей с ОВЗ, группы и классы компенсирующей направленности, специально созданные условия образования

В образовательных Организациях  особую категорию  составляют дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), отличающиеся  низкими адаптационными возможностями.

Ребенок с ОВЗ—это ребенок с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией. Это такие недостатки, которые препятствуют получению  образования без создания специальных условий (закон об образовании ФЗ – 273 от 29.12.12)

Наиболее многочисленная группа детей с ОВЗ - это дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Данная категория - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения,  грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также нарушении темпа и плавности речи.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне  произвольности и осознанности.  Общение с окружающими в этом случае очень ограничено, что создает неблагоприятные условия для формирования коммуникативных навыков детей с ТНР. Кроме того, у данной категории детей с затруднением формируются социальные и культурные навыки.

В целом, имеющиеся особенности развития у детей с ТНР ограничивают их возможности  в получении образования, в  формировании самостоятельной, ответственной, инициативной личности, способной выстроить свою жизненную траекторию и реализовать свой творческий потенциал.

Такие дети не способны  в полном объеме осваивать цензовый уровень общего образования. По закону об образования эти дети имеют право на получение без дискриминации качественного образования, на коррекцию имеющихся недостатков.

 

В ГБОУ Школа № 1101 созданы специальные условия  для  обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

С целью выявления  детей с особыми образовательными потребностями  и оказания им своевременной помощи  в школе № 1101 работает Служба специалистов.

Специалисты Службы призваны:

  • создавать условия для непрерывного психолого - педагогического сопровождения образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • обеспечивать своевременное выявление детей «группы риска», нуждающихся в создании особых образовательных условий;
  • вести информационно-просветительскую, консультативную работу со всеми участниками педагогического процесса, предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;
  • предоставлять специальные условия образования для детей с нарушениями речи.

 

По результатам диагностического обследования, которое проводится в начале учебного года, выявляются дети с недостатками устной и письменной речи.

Воспитанники и учащиеся, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетические нарушения, незначительные нарушения письма и чтения, могут получить помощь специалистов в рамках Логопункта Организации на основании заключения ППк (психолого-педагогического консилиума) Организации.

Воспитанники и учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), получившие  соответствующие заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), обучаются в группах и классах компенсирующей направленности Организации.

 

В группах и классах компенсирующей направленности Школы № 1101  созданы специальные условия, к которым относятся:

 

  1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного и начального образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Эта программа дает возможность системного подхода при коррекции ТНР благодаря  усилиям всех  субъектов коррекционно-развивающего процесса: педагогов и родителей детей с ТНР. Она построена с учетом основных особенностей психофизического развития детей, охватывает все сферы  деятельности. Реализация принципа комплексности данной программы способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования.

 

  1. Работа специалистов по профилю нарушений.

Учитель-логопед проводит с воспитанником индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи.

Учитель-дефектолог проводит занятия, направленные на формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, на совершенствование умственной деятельности  воспитанников, формирование универсальных учебных действий, устранение пробелов предшествующего развития и обучения.

Педагог-психолог  диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности воспитанников, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществляет их коррекцию.

 

  1. Работа в группах и классах малой наполняемости (до 15 детей).

 

Таким образом, работа компенсирующих групп и классов  в условиях многопрофильной образовательной Организации позволяет детям с ОВЗ  получить  образование в соответствие с  их особенностями; создать более гибкую систему сопровождения данной категории детей; помогает реализовать право любого ребенка на получение образования в рамках одного комплекса.

 

 

Список литературы:

 

  1. Программа обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г., Под ред. проф. Лопатиной Л.В. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009.  - 415 с.

 

  1. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи: сборник аналитических и научно-методических материалов / Отв. ред. Г.Н.Кувшина. - М.:МГПУ, 2011. - 90с.

 

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 167с.

 

  1. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 44с.

 

  1. Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании: Традиции и инновации. Материалы секции «Учителя-логопеды, учителя-дефектологи» Ассоциации педагогов дошкольного образования. - Вып.1. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. - 204с.



Есть вопросы?

Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним

Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие
на обработку моих персональных данных